Фрагмент экспозиции «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды». Фото Анны Екомасовой

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», приуроченную к пятилетию Фонда, основанного в 2018 году Еленой и Михаилом Карисаловыми.

Шесть лет назад МАММ первый раз показал избранные работы из коллекции Фонда Still Art.

Собрание Фонда постоянно пополняется. В 2021 году выставка из собрания Still Art Foundation с большим успехом прошла в Эрмитаже. На сегодняшний день коллекция Фонда Still Art является одним из крупнейших собраний фотографии моды и стиля в Центральной и Восточной Европе.

Многие из работ, вошедших в выставку «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», показываются в Москве впервые.

Экспозиция включает произведения легендарных фотографов, определивших развитие мировой фэшн-фотографии XX—XXI веков: Ирвина Пенна, Хорста П. Хорста, Эрвина Блюменфельда, Ричарда Аведона, Херба Ритца, Хельмута Ньютона, Энни Лейбовиц, Патрика Демаршелье, Майлза Олдриджа, Ника Найта, Лиллиан Бассман, Сары Мун и др.

За 27 лет своего существования МАММ показал более 40 персональных выставок звезд фотографии моды и стиля, но когда шедевры одного автора демонстрируются вместе с работами звездных коллег, возникает полифонический эффект, дающий возможность увидеть, как художественные инновации появляются в диалоге с предшественниками и современниками.

Фэшн-фотография — своеобразный «плавильный котел», в котором бурлят, выходят на поверхность или уходят на дно самые разные, иногда взаимоисключающие тенденции. Каждый из авторов, представленных на выставке, — революционер жанра, создающий новые каноны восприятия красоты, женственности и роли женщины в социуме в тот или иной исторический период.

Сара Мун. Света. Съемка для Хуссейна Чалаяна. 2000. Собрание Фонда Still Art

Выставка «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» — экскурс в историю фэшн-фотографии, отражающий социальные и культурные изменения, происходящие в обществе, сдвиги от элитарности к массовой культуре, от анонимности к персонифицированности, а также эстетические парадигмы эпох: от модернизма к постмодернизму.

Становление фотографии моды как отдельного жанра начинается в 1910-е годы, когда Конде Наст, глава журнальной империи, названной его именем, начал приглашать к сотрудничеству фотографов — Адольфа де Мейера, Эдварда Штайхена и др. Фотографии очень скоро практически вытеснили рисованные иллюстрации из изданий, посвященных моде и стилю. В 1924 году Конде Наст даже открыл собственную типографию, чтобы быть уверенным в качестве фотоиллюстраций в своих журналах.

Именно глянцевые журналы многие десятилетия были главными заказчиками фэшн-фотографии. Огромная конкуренция между изданиями приводила к тому, что фотографам не просто платили большие гонорары, но и предоставляли уникальное техническое обеспечение для съемок. Журналы «зажигали» звезды в области фэшн-фотографии, стимулируя пластические эксперименты. Глянцевые издания выходили огромными тиражами. Их фотографы получали массовую аудиторию, несравнимую с той, что могли предоставить галереи или музеи.

Фотографы моды и стиля, конечно, опирались в своем творчестве на историю искусства и учитывали тренды современного искусства. Одновременно своими произведениями они влияли на современное искусство, кино и дизайн, как, например, Эрвин Блюменфельд, Ги Бурден, Уильям Кляйн или Питер Линдберг.

Cара Мун. Платье в горошек. 1996. Собрание Фонда Still Art

С конца 1980-х годов меняется взгляд на фэшн-фотографию, она начинает рассматриваться как один из важнейших жанров современного искусства. Крупнейшие музеи мира, такие как МоМА, Метрополитен-музей, музей Виктории и Альберта и др. начинают показывать в своих залах выставки классиков фотографии моды и стиля. В 1999 году наш музей основал и с тех пор регулярно проводит Московскую международную биеннале «Мода и стиль в фотографии».

Выставка «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», сценография которой отсылает к модным дефиле, позволяет сфокусировать внимание на важнейших работах классиков жанра, а также открывает для московской публики новые имена.

Фонд Still Art, основанный Еленой и Михаилом Карисаловыми в 2018 году, управляет самым масштабным в России собранием западной фэшн-фотографии XX—XXI веков. Коллекция, которая начала формироваться в 2004 году, сегодня насчитывает более 200 фотографий 60 авторов, включая редкие авторские и винтажные отпечатки таких мастеров, как Хельмут Ньютон, Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Патрик Демаршелье, Энни Лейбовиц и др. Выставки произведений из собрания Фонда проходили в Мультимедиа Арт Музее, Москва, Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Центре фотографии им. братьев Люмьер и на многих других площадках.

С 2019 года Фонд ведет образовательную, издательскую и выставочную деятельность в области фотографического искусства и активно поддерживает российскую фэшн-фотографию. Помогая молодым фотографам, Фонд осуществляет вклад в развитие ярких талантливых авторов в нашей стране, в их творческую реализацию и способствует диалогу молодого фотографа с издателями, галереями, музеями и профессиональным сообществом.

Сара Мун. Мода 4. Yohji Yamamoto. 1999. Собрание Фонда Still Art

«В первый юбилейный год Фонда нам особенно ценно представить новый масштабный выставочный проект „Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды“ и показать широкой аудитории культовые работы легенд мировой фотографии моды и стиля из собрания Фонда (который управляет самым масштабным на сегодняшний день собранием западной фэшн-фотографии ХХ—ХХI веков в России) в стенах Мультимедиа Арт Музея, Москва, с которым нас связывает яркая история. Я благодарна лично Ольге Львовне Свибловой за столь плодотворное сотрудничество в течение всех пяти лет, в рамках которого нам удалось реализовать разноплановые выставочные проекты: от экспозиций уникальных отпечатков и работ таких мастодонтов, как Питер Линдберг, Ричард Аведон, Хельмут Ньютон и многих других, до поддержки молодых российских авторов, которые вносят вклад в развитие фотографического искусства в нашей стране. Уверена, дальше наш совместный творческий путь c музеем станет еще более многогранным и продуктивным», — говорит Елена Карисалова, основательница Фонда Still Art.